О нововведениях ОСАГО

Правовое просвещение
Шрифт

Тема страхования автомобилей является очень живой, всегда актуальной и волнует без исключения и преувеличения всех автомобилистов. В этой статье расскажем об особенностях ОСАГО в 2018 году. 

Правовые нормы, правила, особенности

В последнее время эта сфера часто претерпевает различные изменения. Автомобильные форумы пестрят вопросами о новых правилах страхования, какие будут теперь выплаты и взносы, о новых поправках в закон. Давайте разберемся, какие появились новые правила страхования автомобилей в текущем году и какие сюрпризы подготовили автомобилистам поправки в законе.

Страхование гражданской ответственности автолюбителей является в России обязательным. Все граждане, у которых есть автомобиль, имеют страховой полис. Но многие ли знают, что именно предписывает закон ОСАГО с последними изменениями 2018 года? И какие права и обязанности есть у самих граждан, а также страховых компаний?

Отношения по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств регулируются нормами главы 48 «Страхование» Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Закона РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» в части, не урегулированной специальными законами, а также правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленными Положением Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 года № 431-П.

 

Нововведения обязательного страхования ОСАГО

Уже с сентября 2017 года действуют нововведения закона об ОСАГО. Изменения касаются вопросов проведения ремонта транспортного средства, порядка и суммы возмещения убытков, процедуры и всех нюансов оформления страховых документов, сроков осмотра поврежденного транспортного средства, а также финансовой стороны вопроса – стоимости самой страховки автомобиля и размера компенсационных выплат.

Уже с конца апреля 2018 года по новым правилам возможен новый вариант компенсации – ремонт поврежденного автомобиля.

Полис, как предусмотрено законодательством, может быть бумажным и электронным. Бумажные оформляются на бланках строгой отчетности установленного образца. Электронный можно оформить и оплатить без посещения офиса страховщика – прямо в Интернете. Но с этим у многих автовладельцев возникают сложности.

Изменится внешний вид самого бланка полиса. Страховой документ будет снабжен QR-кодом размером 2*2 см. Эта мера позволит дополнительно защитить документ от подделок.

Подлинность полиса страхования ОСАГО можно проверить онлайн при помощи этой новинки. Также с этим кодом будет проще и удобнее оформлять аварии в соответствии с европротоколом.

Действие нового электронного полиса будет начинаться не с момента его покупки, а через 72 часа. Это тоже позволит избежать мошеннических действий. Копия документа будет доступна в печатной версии.

Право выбора страховой компании остается за собственником авто, но выбирать можно только из перечня компаний, аккредитованных Центробанком. Кроме того, важно, чтобы у страховой были офисы в регионе постоянного проживания автовладельца и использования машины.

Максимальную и минимальную базовые ставки страховки устанавливает ЦБ РФ, но у страховщиков есть возможность регулировать их в пределах этого коридора. Кроме того, существуют фиксированные территориальные коэффициенты, обязательные к применению при расчете стоимости «автогражданки». Ну и, наконец, есть индивидуальный понижающий (или, наоборот, повышающий) коэффициент, который еще называют бонус-малус. Он зависит от стажа вождения, аварийности и даже возраста водителя. В текущем 2018 году по новым правилам действует новый расчет ОСАГО:

1. Для водителей возраста 22-24 года и с общим стажем вождения 5-6 лет страховой полис подорожает на 55 %.

2. Для водителей 25-29 лет и с тем же стажем вождения подорожание составит 31%, со стажем 7-9 лет – 22%.

3. А вот водители возраста от 49 лет и со стажем вождения от 14 лет, наоборот, получат скидку на ОСАГО в размере 34%.

Кроме того, в зависимости от региона и городской или сельской местности действуют дополнительные новые повышающие или понижающие стоимость полиса ОСАГО коэффициенты. Базовый тариф ОСАГО вырастет довольно значительно, скорее всего, даже в несколько раз. Напомним, что сейчас он составляет 3,5-4 тысячи рублей. Стоимость полиса складывается из всех этих значений и может существенно отличаться в разных страховых компаниях. Скидок на ОСАГО не бывает!

Каждый автовладелец обязан оформить ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности) на свой автомобиль. Страховая компания оплатит расходы, если в ДТП по вашей вине причинен вред здоровью или имуществу других лиц.

При отсутствии действующего полиса ОСАГО водителю запрещено управлять автомобилем или ставить его на учет. Нарушение наказывается штрафом от 500 до 800 рублей в соответствии со ст. 12.3, 12.37 КоАП РФ.

Для оформления договора ОСАГО обязательно нужно иметь диагностическую карту о прохождении техосмотра автомобиля. Без нее закон об ОСАГО 2018 года страховать авто запрещает. Многие страховщики содержат СТО и предоставляют услуги по прохождению техосмотра. Это удобно, так как повышает шанс получения возмещения, а также экономит время. В Интернете существует много предложений о приобретении диагностической карты заочно, без фактического осмотра автомобиля. Если автовладелец оформит ОСАГО по такой карте, он рискует, что страховка будет аннулирована, если обман выяснится.

В страховой полис можно включить как одного человека, так и нескольких. Это влияет на стоимость договора. Самый дорогой называется открытым, это значит, что застрахованным является любой гражданин, который сел за руль конкретной машины. Высокая стоимость обу­словлена тем, что страховая компания не знает, кто именно будет управлять авто: водитель-ас или начинающий автолюбитель с кучей штрафов от ГИБДД.

 

При ДТП

Участники происшествия смогут получить возмещение убытков независимо от количества автомобилей. Все участники ДТП смогут обратиться в страховые компании. Величина возмещения по новым правилам по европротоколу будет увеличена до 100 тысяч рублей.

Кроме того, если пострадавших в ДТП нет, то авария может быть оформлена без участия сотрудников ГИБДД. Зафиксировать факт происшествия можно при помощи технических средств, каких именно – оговорено в документе. В страховую организацию по закону теперь смогут обратиться оба водителя, независимо от того, кто из них является виновником ДТП.

Еще одно изменение правил страхования коснулось лимита выплат по ОСАГО. При нанесении ущерба здоровью и жизни пострадавшего предел суммы выплаты по-новому в соответствии с законом составит 500 тысяч рублей на каждого, а при нанесении вреда имуществу, неважно какого, – 400 тысяч рублей.